26 декабря 2013 г. – Н.С. Стрелков:

Н.С. Стрелков, ректор Ижевской государственной медицинской академии Минздрава РФПро корни

Родом я из деревни Карачум Игринского района, куда мою маму направили по распределению после окончания Можгинского медучилища. Там она встретила отца, который тогда работал в лесхозе - лес валил. Они познакомились, поженились и первым ребенком оказался я. Так что, по матери корни у меня можгинские, а мой отец - чистокровный удмурт с севера.

Про детство

Все моё детство прошло в селе Зура (в то время оно было районным центром): спорт, учёба, общественная деятельность. В 1968 году окончил Зуринскую общебразовательную школу и поступил в Ижевский медицинский институт – другой специальности я для себя не видел. В 1974 я окончил лечебный факультет и меня направили по распределению в 3-ю республиканскую больницу (сегодня это учреждение известно как "Ленина, 100"), где прошла ранняя моя молодость. Там была детская хирургия.

Про дружбу

Хотелось бы сказать о дружбе устами ребенка - моего младшего сына Александра. Когда Саше было 6 лет и в семье зашел разговор о дружбе, о друзьях, шестилетний ребенок изрек фразу, которая у меня отложилась на всю жизнь: "Папа, у тебя друзья – это мама, я и Юрий Минеевич [Мерзляков]. Остальные – это сослуживцы, приятели и т.д.". Действительно, приятелей у меня много, а вот истинная дружба - это нечто большее, чем те друзья, которые сейчас имеются. Мы с проректором по учебной работе ИжГТУ Юрием Минеевичем Мерзляковым очень дружили. Это был светлый, хороший человек. Такой дружбы у меня ни с кем больше не сложилось.

Любовь

Я люблю только свою супругу Татьяну и этим все сказано.

Про успех

Успех это тоже философская категория. Должно что-то произойти и сойтись в определенное время в одной точке. Успех складывается из способностей человека, его достижений, потенциала и тех обстоятельств, которые привели к тому, что он стал тем, кем стал. А если где-то опоздал или, наоборот, опередил, не в том месте – и уже не сошлось. Мне повезло, все точки совпали: и мечта о профессии хирурга, административная работа, которую я, кстати, страшно ненавидел в начале своей деятельности. Подводя даже промежуточные итоги за пять лет, найдите вуз который бы на 30% увеличил свои учебные площади. А какая территория, какие у нас студенты и преподаватели (85% остепенённых - уже о чём-то говорит). Когда я стал ректором 21 год назад, у нас было всего 24 доктора наук, сейчас уже далеко за 80 человек.

Про главное

Главное – это забота о ближнем и отношение к людям. Здесь я мыслю с точки зрения руководителя, главная задача которого – это не мешать, а помогать сотрудникам, обеспечивая их всеми условиями для комфортной работы. Мне кажется, благодаря этому у нас небольшая текучка кадров – всего 5-7 человек в год: кто - на пенсию, другой нашёл лучшую работу, вышел замуж – всё это нормальные, естественные явления.

Что такое счастье

Когда совпадает внутренний комфорт и внешние условия – это, наверно, счастье. Об этом можно говорить много.

Какие добродетели вы цените больше всего

Слово "добродетель" само по себе уже означает "делать добро". Мы вообще должны друг другу относиться с точки зрения добра и взаимопомощи. Для начала нужно разобраться в себе, может быть ты, - а, как правило, так и бывает, - неправильно поступил в силу какой-то личной выгоды. Не следует примыкать к числу людей, которые "смотрят из подворотни" и выпячивают на свет выгодный только для них момент, но неблагоприятный с точки зрения другого человека или целого коллектива. Такого не должно быть.

Про деньги

Есть поговорка такая: "денег много не бывает", но в то же время " не имей сто рублей…" - главное в жизни не в деньгах, но без них трудно жить, особенно руководителю вуза: всегда есть необходимость построить или отремонтировать корпус, закупить научное оборудование и т.д. Здесь вступает в силу момент срочности: что-то важно сделать сегодня, а можно отложить на дальние перспективы. Есть вещи, которые можно отсрочить, поэтому деньги – это метафора. Раньше вообще не было денег и люди жили, шкурками обменивались. Даже по-удмуртски деньги - "коньдон", где "кони" – это шкурка белки, первая денежная единица.

Про детей

У меня три ребенка: старшая дочь – врач, второй – кандидат технических наук, сотрудник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова и третий является студентом этого же вуза. Сыновья не пошли по стопам родителей – избрали технические специальности. Дело в том, что не каждый может быть врачом – это специфическая профессия и психологически не каждый сможет.

Три слова о себе

Я добрый человек. По знаку зодиака я весы и этим все сказано: решение принимаю не всегда сразу, особенно, касающиеся человеческой судьбы, мне надо все взвесить. А как хирург, в экстремальной ситуации часто приходится решать нестандартные вопросы молниеносно. Надо сказать, результат всегда был положительным, хотя в стандартах предписан определенный алгоритм действий, а я очень много и часто нарушал, иначе этих людей уже бы не было. К сожалению, по отношению к человеческому организму не всегда возможно применить стандарты.

Три задачи современного российского образования

Согласно стандартам третьего поколения, на которые ИГМА перешёл три года назад, философия образовательного процесса меняется – отменяется седьмой год обучения (интернатура), который давался студентам для того, чтобы лечить больных под контролем врача. Наша задача состоит в том, чтобы после шестого курса наш выпускник ушёл с практическими знаниями (делать уколы, манипуляции, операции и т.д.). Поэтому большое внимание мы уделяем развитию Центра практических умений и навыков, где студенты начинают практиковаться на фантомах, симуляторах и манипуляторах уже с первого курса.

Второе – это, конечно, ремонтные работы – второй год мы укрепляем фундамент морфологического корпуса и дальше пойдем – займёмся реконструкцией корпуса 1939 года постройки, который ни разу не ремонтировался. Конечно, есть необходимость в строительстве общежития. Надеемся, что в наступающем году приступим к строительству. Студенты должны жить в нормальных, человеческих условиях. Тем более, у нас очень много семейных студентов.

Процесс обучения на врача зиждется на трех китах: образовательный, лечебно-диагностический процессы и обязательно наука, потому что без науки, без постоянного обновления знаний невозможно. Когда мы учились, нам говорили, что информация обновляется раз в 5 лет, а сейчас во много раз быстрее. Как говорил профессор Л. А. Лещинский: "Если врач хотя бы страничку в сутки прочитал – это деградант".

Приоритетная задача как ректора вуза

Обеспечение условий для работы, учёбы и всех сфер деятельности вуза.

Чем гордитесь за вуз

Здесь уместно вспомнить термин, который мне очень не нравится, – рейтинг вуза. Это величина относительная, поскольку лично знаю множество примеров, как со второго места можно оказаться на 30-ом и наоборот. Очень сложно оценить вузы России – они совершенно разные (по историческому наследию, по финансированию и проч.). Некорректно даже сталкивать лбами наши региональные вузы. Несмотря ни на что, мы стремимся к тому, чтобы быть в числе лучших. ИГМА ниже 19 места в рейтинге 47 медицинских вузов не опускались.

У нас ведётся активная научно-исследовательская работа научными школами, заложенными ещё в 30-ые гг, которые связаны с очень известными врачами - Боткиным, Вишневским, Образцовым. Основоположниками космической медицины были академик Борис Васильевич Парин и профессор Арсений Михайлович Загребин. По данному направлению в 60-ые гг нашими выпускниками проведены фундаментальные исследования: это и разработка скафандра, питания, проводы и подготовка и встреча первого космонавта Юрия Гагарина. На сегодняшний день ИГМА ведёт совместные исследования с Роскосмосом. Мы работаем над биологическими объектами в части изучения дыхательной системы. Кроме того, проводим закрытые работы по исследованию стволовых клеток.

Ежегодное анкетирование абитуриентов показывает, что на первом месте всегда находится качество образования, на втором – отношение преподавателей, дальше -толерантность и стоимость обучения.

Проблема, мешающая вузу двигаться вперед

У нас "финансирование выживания" – так я его называю, - раздел науки у нас не финансируется уже на протяжении 20 лет. Несмотря на это, за каждую пятилетку ВВП вуза удваивается – за счёт внебюджетных средств. Почему этот аспект - не критерий эффективности вуза?

Что бы вы пожелали своим абитуриентам?

Во-первых, определиться, чтобы не было мучительно больно за годы учебы. Во-вторых, уровень успеваемости. ИГМА для тех, кто готов учиться, отсюда и высокие запросы. Бал по ЕГЭ у нас высокий – 250. Решением учёного совета в прошлом году поставили планку в 50 баллов по ЕГЭ за один предмет. Несмотря на это, количество заявлений в 2013 году увеличилось на 20% по сравнению с прошлым. На 2014 год, думаю, мы увеличим этот порог ещё на 10 баллов.

Наш контингент – это средний балл по аттестату от четырёх с половиной, меньше четырёх – уже бесполезно, но бывают в жизни исключения. В 2012 году мы отчислили 240 человек при приёме в 600 человек, нынче добровольно ушли 15 человек.

Контакты

Ижевск, Удмуртская Республика,
ул. Студенческая, 48а, каб.209

Телефон/факс: 8 (3412) 58-45-55
sovetrektorovur@istu.ru