14 января 2014 г. – А.А. Мирошниченко:

А.А. Мирошниченко, ректор Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко, доктор педагогических наук, профессор10 января на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации был опубликован проект Концепции поддержки развития педагогического образования, согласно которой в 2014-2015 годах в 17-25 российских вузах будут реализованы первые пилотные проекты, связанные с отработкой новых моделей и программ педагогического образования.

Главное нововведение, предлагаемое Минобрнауки – переход на обучение педагогов, основанное на принципах "прикладного бакалавриата". Для этого, как отмечается в концепции, придется "заменить значительный объем теоретических курсов практической работой". Труд студентов-практикантов будет оплачиваться вузом и школой.

За комментарием мы обратились к ректору Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко, доктору педагогических наук, профессору Алексею Анатольевичу Мирошниченко:

- Для меня эта концепция не является новостью, поскольку я в определенной мере присутствовал при её обсуждении в "Сколково" в рамках программы "Новые лидеры высшего образования.

Я считаю, самый большой плюс этой концепции заключается в том, что педагогическое образование абсолютно официально, уже на высшем уровне, признано прикладной областью деятельности. "Прикладной бакалавриат" – это очень полезно и нужно. К сожалению, с начала 90-ых педагогическое образование стало уходить от школы в область теории, что негативно сказывалось, и сказывается, на подготовке педагогов.

Минусом пока является отсутствие акцента на разноуровневость школы и вуза, поскольку школа – уровень муниципальный, вуз – федеральный, поэтому очень трудно организовать практическую связь школы и вуза, - как сказано в концепции, "школьно-университетское партнёрство".

Следующий очень важный момент, на который я бы обратил внимание, это понятие "прикладной магистратуры". Это абсолютно новое понятие и для России, предполагающее не столько обучение людей, которые приходят в профессию извне, сколько развитие именно прикладной, воспетой, педагогической науки. К сожалению, педагогическая наука в последнее время не имеет никаких инвесторов, в нее вкладывать никто не желает, поэтому в реализации этого пункта также есть проблема.

В заключение я обратил бы внимание на так называемую иллюзию того, что у нас много людей хочет прийти в школу без педагогического образования. Их не так уж и много и эту проблему не стоит гиперболизировать. Мы таким людям всегда рады, сможем их обучить, и в будущем основным костяком останутся именно те люди, которые с самого начала сознательно выбрали педагогическую профессию.

Контакты

Ижевск, Удмуртская Республика,
ул. Студенческая, 48а, каб.209

Телефон/факс: 8 (3412) 58-45-55
sovetrektorovur@istu.ru